"Еще в XVII-XVIII веках общеизвестные факты о
разнородных еврейских религиозных и языковых коллективах никого не смущали. Идея «вечного
народа вне истории» была изобретена лишь тогда, когда пошло в тираж завидное понятие нации,
разумеется по политическим соображениям, актуальным и сегодня.
Огромную, едва ли не основную роль в этой фальсификации (если угодно, фабрикации)
сыграла еврейская историография, в каком-то смысле заместившая умирающую иудейскую
религию, в предыдущие столетия успешно выполнявшую свою организующую и цементирующую
роль. Именно с историографией — а не с вымышленной историей, как я наивно полагал, —
необходимо было свести счеты, прежде чем браться за выяснение отношений между древней
восточной мифологией и израильским прошлым. Еврейские историографы не просто
переписали историю, взяв Библию в правую руку, а расовый миф — в левую; они постепенно,
шаг за шагом стирали в коллективной памяти элементы реальности, современной и
исторической, бывшие ранее ее естественным достоянием.
...для еврейской и израильской культуры нет задачи более насущной, чем
освобождение от мобилизованной националистическими идеологами исторической мифологии,
не позволяющей взглянуть в лицо подлинному еврейскому прошлому. Между тем это настоящее
лицо интересно и привлекательно, уж точно заслуживает рассмотрения, беда только —
нисколько не похоже на прилипшую к нему маску."
стр.18,19; Шломо Занд "Кто и как изобрёл еврейский народ"